Совместный проект
 — ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Главные предприятия компании в РФ и общая оценка ее деятельности
Энергетика, машиностроение, финансы и другие направления работы в России.

Компания «Сименс» пришла в Россию более полутора сотен лет назад. За это время накоплен колоссальный опыт, благодаря которому российское подразделение концерна работает с высокой эффективностью. На протяжении последних десяти лет «Сименс» последовательно реализует в России стратегию локализации, что означает открытие новых и развитие существующих производств компании в стране, инвестиции в предприятия и технологии, создание новых рабочих мест. «Сименс» работает в РФ в сферах, которые являются приоритетными для экономики страны: железнодорожная промышленность, энергетика, машиностроение, IT.

    Поделиться статьей

В статье мы бы хотели более подробно рассказать о том, чем занимается компания в настоящее время, каковы ее достижения и планы на будущее.

Итак, за прошедшие 10 лет «Сименс» открыла в России 10 производственно-сервисных площадок. Ключевыми являются завод по выпуску железнодорожной техники «Уральские локомотивы», производство трансформаторов «Сименс Трансформаторы», завод по производству газовых турбин «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ), предприятие по изготовлению электродвигателей и других систем «Сименс Электропривод» и несколько других промышленных площадок из уже названных выше направлений работы компании.

Для удобства читателей мы разделили описание предприятий компании по соответствующим секторам.

Железнодорожный сектор
«Уральские локомотивы»

Предприятие «Уральские локомотивы» создано 6 лет назад, 1 июля 2010 года, компанией «Сименс» совместно с «Группой Синара». Цель, которую ставило руководство проекта, — обеспечить взаимовыгодное партнерство в области локомотивостроения. Эта цель была достигнута: на предприятии выпускается три модели электровозов (2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10) и электропоезд «Ласточка». Компания подписала договор на производство 240 электропоездов «Ласточка» и 221 грузового электровоза «Гранит».

В сентябре в Москве состоялся запуск нового железнодорожного транспортного кольца с введением в эксплуатацию первого этапа МЦК. На этой линии курсируют скоростные поезда «Ласточка» серии ЭС2Г. «Ласточка» — скоростной электропоезд, созданный на основе платформы Siemens Desiro для российских железных дорог. Электропоезд с асинхронными тяговыми двигателями предназначен для перевозки пассажиров на железных дорогах колеи 1520 мм и является оптимальным решением для пригородных и региональных перевозок. Он развивает скорость 160 км/час и полностью адаптирован к российским климатическим условиям, при частых остановках способен быстро набирать скорость.

К настоящему моменту предприятие поставило 33 подвижных состава. Первый электропоезд выпущен на «Уральских локомотивах» в мае 2014 года. С октября 2015 года отечественные «Ласточки» совершают регулярные рейсы в различных направлениях. Поезд городского сообщения ЭС2Г был разработан согласно проекту новой модификации локомотива. Вагоны оборудованы системой видеофиксации, есть доступ в интернет, предусмотрены специальные места для перевозки велосипедов.

При производстве скоростных электропоездов «Ласточка» уровень использования отечественных комплектующих составляет более 60%. К 2017 году компания планирует увеличить этот показатель до 80%. В целом в проекте производства принимают участие около 100 поставщиков из России. Завод «Уральские локомотивы» сертифицирован по международному стандарту железнодорожной промышленности IRIS, а также получил сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001. Продукция этого предприятия ничем не уступает по своим характеристикам зарубежным аналогам. Более того, производственный комплекс «Уральские локомотивы», по мнению экспертов, является одним из наиболее современных в Европе. Сейчас здесь работают 2112 человек.

Депо «Санкт-Петербург — Московское» («Металлострой»)

Депо «Металлострой» создано для выполнения работ по обслуживанию и ремонту скоростных электропоездов. В частности, здесь налажен сервис высокоскоростных «Сапсанов», которые были разработаны компанией специально для РЖД. В настоящий момент в России эксплуатируется 16 «Сапсанов». Согласно сервисным контрактам, подписанным в 2007 и 2011 годах, техническое обслуживание поездов будет производиться в течение 30 лет.

В июне 2016 года компания запустила новый высокотехнологичный цех «Металлострой-2», где выполняется капитальный ремонт и техническое обслуживание не только «Сапсанов», но и поездов «Ласточка» (контракт на сервисное обслуживание заключен в 2015 году сроком на 40 лет), причем круглосуточно. На этой площадке были созданы три пути для проведения планового сервиса и крупных типов ревизий. Здесь же установлена «умная инфраструктура», включая возможность проведения синхронных работ на четырех рабочих уровнях. Сервисная площадка включает также инновационный цех колесных пар. В депо налажен ремонт комплектующих, в том числе колесных пар и тележек, действует лаборатория неразрушающего контроля, где оборудование поездов исследуется ультразвуком и магнитным порошком с применением уникальных решений «Сименс». Вместе с тем в депо функционируют камера для покраски вагонов и участок для мойки и пескоструйной обработки колесных пар и тележек.

«Сименс» инвестировала в «Металлострой-2» более 55 миллионов евро. Названная площадка — логичное дополнение существующих сервисных центров, размещенных в Санкт-Петербурге, Москве и Адлере.

Кстати, за реализацию проекта «Металлострой-2» компания стала лауреатом в номинации «Инвестор года в сфере транспортной инфраструктуры» в рамках премии «Инвестор года», которая проводилась в Санкт-Петербурге.

Депо «Подмосковная»

В прошлом году компания открыла очередное современное моторвагонное депо «Подмосковная». Здесь осуществляется сервисное обслуживание поездов «Сапсан» и «Ласточка». Кроме того, депо занимается плановым техническим обслуживанием, проверкой тормозных систем поездов и систем обеспечения комфорта пассажиров.

Депо расположено в самом центре Московского железнодорожного узла, что позволяет обеспечить оперативный выезд подвижного состава на все направления.

Предприятие полностью соответствует международным техническим стандартам. Благодаря депо «Подмосковная» становится возможным проводить как плановые, так и неплановые виды технического обслуживания и ремонта 88 составов поездов. Количество обслуживаемых поездов планируется довести до 294.

Энергетический сектор
«Сименс Электропривод» (СЭП)

В мае этого года компания «Сименс АГ» стала единственным владельцем предприятия «Сименс Электропривод». На этой производственной площадке выпускаются электродвигатели, преобразователи частоты и тяговые электродвигатели. Это и другое оборудование устанавливается на пассажирские поезда «Ласточка» и грузовые локомотивы «Гранит».

На предприятии сейчас идет расширение производства промышленными сериями электрических машин и частотных преобразователей. На данный момент ведется локализация на уровне технологии синхронных генераторов (до 6600 кВА), которые применяются в дизель- и газопоршневых генераторных установках.

В ноябре 2016 года «Сименс» запустил выпуск в России частотных преобразователей Sinamics S120 для ответственных применений в промышленности. В частности, первые 4 комплекта будут использоваться для электроприводов буровых установок БУ-5000. С этого момента на СЭП можно считать налаженным серийный выпуск частотных преобразователей для нужд российских компаний. На этом предприятии также поддерживается высокий уровень локализации, он составляет от 40% до 80%, показатель планируется увеличивать и дальше.

Кроме этого планируется наладить выпуск высоковольтных преобразователей частоты SINAMICS GH180 и высоковольтных электродвигателей A Compact+ общепромышленного применения.

В целом именно благодаря предприятию «Сименс Электропривод» компания стала серьезным игроком на рынке электрооборудования в России, причем на этом «Сименс» останавливаться не собирается. «В ближайшее время мы намерены расширить перечень выпускаемой продукции, предназначенной для различных отраслей промышленности, энергетики и машиностроения», — заявил директор департамента «Непрерывное производство и приводы», вице-президент компании «Сименс» в России Виктор Рупп.

«Сименс Трансформаторы»

ООО «Сименс Трансформаторы» — предприятие, технология и техническое оснащение которого являются результатом многолетнего опыта более чем 20 трансформаторных заводов компании по всему миру.

Основные направления деятельности предприятия — производство, реализация и обслуживание силовых трансформаторов и автотрансформаторов мощностью вплоть до 250 МВА с классом напряжения до 330 кВ. Кроме того, компания выпускает трансформаторы с изоляционной жидкостью MIDEL®7131, трансформаторы для мобильных подстанций, тяговые трансформаторы для локомотивов и высокоскоростных поездов. В частности, завод поставляет дроссели сетевого фильтра для локомотивов «Гранит» и поездов «Ласточка».

Предприятие полностью интегрировано в технологическую и производственную сеть «Сименс». Соглашение о строительстве завода было заключено в феврале 2009 года, во время выездного расширенного заседания правления концерна «Сименс АГ» в Москве.

Кроме этого планируется наладить выпуск высоковольтных преобразователей частоты SINAMICS GH180 и высоковольтных электродвигателей A Compact+ общепромышленного применения.

2 сентября 2014 года предприятие успешно прошло процедуру сертификации на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standart).

В этом году подразделение «Сименс Трансформаторы» наладило производство оборудования нового класса напряжения — силовых трансформаторов до 330 кВ. Оборудование предназначено для Лебединского горно-обогатительного комбината — крупнейшего предприятия по добыче и обогащению железной руды.

«Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ)

Cовместное предприятие «Сименс АГ» (65%) и ОАО «Силовые машины» (35%) было основано в декабре 2011 года в Санкт-Петербурге. В июне 2015 года состоялось открытие нового завода «Сименс Технологии Газовых Турбин» (СТГТ). Продуктовая линейка предприятия включает в себя газовые турбины мощностью от 60 до 307 МВт (SGT5-2000E, SGT5-4000F). В перспективе площадка будет использоваться для сборки турбин малой и средней мощности (например, SGT-800 мощностью 53 МВт). Кроме того, на СТГТ перенесено производство компрессоров мощностью от 6 до 32 МВт.

На предприятии планируется постепенное увеличение доли отечественных комплектующих, а также компонентов, изготавливаемых непосредственно на заводе. Завод полностью интегрирован в глобальную технологическую и производственную сеть «Сименс», которая включает и аналогичные производственные площадки в Германии и США.

Для эффективного технического обслуживания поставленного оборудования на базе предприятия создан региональный сервисный центр с доступом к глобальной компетенции «Сименс». На территории заводского комплекса организован склад комплектующих, необходимых для ремонта и эксплуатации турбин. В настоящее время СТГТ осуществляет сервис оборудования Киришской и Няганской ГРЭС.

В августе 2016 года газета «Деловой Петербург» назвала ООО «Сименс Технологии Газовых Турбин» лучшим предприятием области. В числе прочих параметров оценивался вклад предприятия в бюджет регионов, инвестиции и обновление, развитие производства, создание новых продуктов и социальная ответственность бизнеса.

Благодаря предприятиям энергетической сферы «Сименс» стала крупнейшим поставщиком решений для предприятий топливно-энергетического комплекса страны. По ряду направлений компания — единственная в России. За 10 лет автоматизированные системы управления «Сименс» установлены на более чем 50 энергоблоках с общей мощностью выше 18 ГВт. 17% мощности российских ТЭС приходится на электростанции с турбинами «Сименс».

Финансовый сектор
«Сименс Финанс»

Компания «Сименс Финанс» предоставляет российскому бизнесу возможность работать по схеме лизинга. В данном случае речь идет о простой схеме: лизинговая компания приобретает необходимое заказчику имущество у продавца и передает его заказчику на длительный срок за определенное вознаграждение. Лизинговые платежи выплачиваются заказчиком за определенный срок, после чего имущество переходит в собственность плательщика.

Лизинг хорош тем, что здесь сочетаются характеристики как аренды, так и кредита, с предоставлением уникальных преимуществ, а именно: заказчик получает возможность снизить налогооблагаемую базу, может не предоставлять залог и работает по длительной рассрочке, что значительно сокращает размеры платежей.

ООО «Сименс Финанс» предоставляет решения для приобретения транспорта, техники и оборудования. Кроме прочих услуг компания приобретает и передает в лизинг оборудование производства с комплектующими «Сименс». В региональную сеть сейчас входит 24 офиса, включая Калининград и Ярославль.

В июне компания присоединилась к программе Минпромторга по субсидированию лизинга колесных транспортных средств, которые собраны на территории РФ. Это, например, КамАЗ, «Урал» и грузовики Scania, Mercedes, Volvo, Iveco со сборкой в России.

В целом лизинг называют зеркалом экономики, поскольку этот инструмент позволяет предприятиям увеличивать объемы производства, повышать рентабельность и оптимизировать финансовые потоки. Компания планирует и дальше оказывать инвестиционную поддержку клиентам «Сименс» в таких сферах, как энергетика, промышленность и здравоохранение.

Работа «Сименс» в России и экономика страны: трудоустройство, обучение, инвестиции

За 10 лет концерн «Сименс АГ» внес 126,5 млрд рублей в российский ВВП. Эти средства были внесены в виде прибыли, амортизации, налогов (косвенных) и заработной платы. Вклад компании в российскую экономику не ограничивается лишь денежными средствами. Вкладом «Сименс» являются и передовые технологии, которые создаются специалистами компании, а также собственное производство высокотехнологичного оборудования (где, не забываем, довольно высокий уровень локализации).

В результате работы «Сименс» в России значительная часть ВВП страны обеспечивается теми отраслями экономики и промышленности, где представлена продукция компании. В первую очередь это производство и передача энергии, нефтегазовая промышленность, железнодорожная отрасль. Все это — важные для экономики страны сектора, которые обеспечивают возможность устойчивого развития.

Как уже было показано выше, компания способствует повышению уровня локализации на производстве. Последний момент очень важен в свете политики импортозамещения, которая указана в качестве одного из приоритетных направлений развития российской экономики.

Значительные достижения компания сделала и в сфере профессионального обучения и трудоустройства. В российском представительстве компании работают 6975 человек. В том числе административный и управленческий персонал — 4219 сотрудников. Численность рабочих, которые заняты на производстве, — 2756 человек. Максимальную занятость на производстве обеспечивает компания «Уральские локомотивы». Здесь работают 2112 человек.

«Сименс» в России поддерживает партнерские отношения с более чем 2200 поставщиками. Специалисты утверждают, что косвенно компания обеспечивает работой более 47 800 человек. Данные опросов (не только нашей компании, но и сторонних исследователей) показывают, что 89% персонала из России выражают наивысшую степень приверженности компании.

Ежегодно на работу и практику в «Сименс» приходят от 100 до 300 молодых российских специалистов, студентов и выпускников. Основная задача компании — не просто увеличить численные значения трудоустройства, но повысить уровень производительности труда в России. За 10 лет в обучение сотрудников было инвестировано около 1 млрд рублей. Квалифицированный персонал помогает компаниям повышать конкурентоспособность продукции в стране и за ее пределами.

В целом за 10 лет в «Сименс» и компаниях-партнерах прошли обучение 21 300 человек. В число прочих программ обучения компании входят курсы по железнодорожному транспорту, автоматизации, энергетике и здравоохранению.

Соответствие государственной стратегии развития страны

В целом вся деятельность «Сименс» в России ведется согласно принципу, предложенному президентом «Сименс АГ» Джо Кэзером: «Все, что мы делаем, должно создавать непреходящие ценности и приносить пользу акционерам, сотрудникам, клиентам, партнерам и обществу». Все сказанное в полной мере относится к «Сименс» в России.

Компания помогает создавать новые производственные стандарты, а также новые стандарты ведения бизнеса. Все это вместе с указанными выше моментами способствует активному преобразованию экономических процессов в России, что, в свою очередь, обеспечивает возможность устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе.

Материалы по теме
Локализация и развитие человеческого капитала
Как компания создает локальные производства и внедряет мировые практики обучения сотрудников
Другие разделы
Промышленность
Программные решения, позволяющие промышленным компаниям по всему миру повышать свою производительность и эффективность
Итоги
Компания «Сименс» предлагает инновационные решения для системообразующих отраслей российской экономики
Решения для городов
Инфраструктурные решения, от которых напрямую зависит создание благоприятных условий проживания и повышение качества жизни людей
Энергетика
Проектов по повышению энергоэффективности в России становится все больше