Совместный проект
 — РЕШЕНИЯ ДЛЯ ГОРОДОВ
Железнодорожный транспорт
Развитие высокоскоростных магистралей в России.

Россия занимает третье место в мире по протяженности железных дорог, уступая лишь Китаю и США. Сегодня перевозка 31% грузов и 26% пассажиров выполняется данным видом транспорта. Именно поэтому его модернизации уделяется огромное внимание, отчасти этим обусловлен и интерес к развитию высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России.

    Поделиться статьей

Высокоскоростными магистралями принято считать новые специализированные железнодорожные линии, предназначенные для поездов, способных развивать скорость движения от 200 до 400 км/ч. Просто скоростное движение позволяет осуществлять перевозку пассажиров и грузов со скоростью 140–200 км/ч по модернизированным существующим линиям.

Первой такой магистралью должна стать трасса Москва — Казань. Ее протяженность составит около 770 км, а скорость движения поездов на ВСМ будет достигать 400 км/ч. На маршруте будут организованы остановки через каждые 50–70 км. Время в пути от Москвы до Казани по ВСМ составит 3,5 часа против нынешних 14. Данный участок может стать частью высокоскоростной магистрали Москва — Пекин и проекта «Шелковый путь», который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.

Особые поезда

Реализация таких амбициозных проектов подразумевает строительство новых транспортных коридоров на пространстве колеи 1520, модернизацию путей, инфраструктуры и подвижного состава. Первые шаги в данном направлении уже сделаны, прежде всего в части обновления поездов. Примерами современного и высокоскоростного сообщения в России стали «Сапсаны», которые уже перевезли около 19 миллионов пассажиров. Разработанный на платформе Velaro специалистами «Сименс», этот поезд является одной из самых успешных моделей в мире и на существующей железнодорожной трассе развивает скорость до 250 км/ч. Его особенность заключается в том, что всё тяговое оборудование размещается в подвагонном пространстве поезда. Это дает возможность на 20% увеличить количество сидячих мест для пассажиров. Европейская платформа Velaro была адаптирована к российским условиям. В настоящее время на маршруте Москва — Санкт-Петербург курсируют 16 поездов, при этом некоторые из составов сдвоенные, состоящие уже из 20 вагонов. Запуск электропоезда «Сапсан» позволил железным дорогам конкурировать с авиаперевозками на маршруте между двумя столицами, обеспечив 51% пассажиропотока на линии.

Учитывая успешный опыт эксплуатации «Сапсанов» в России, компания «Сименс» намерена предложить в рамках проекта ВСМ «Москва — Казань» инновационный поезд «Сапсан-2». Он спроектирован на базе уже испытанного в наших климатических условиях «Сапсана» (Velaro Rus). Недавно были проведены испытания уникального и более эффективного двигателя на постоянных магнитах, предназначенного для установки на высокоскоростные поезда нового поколения. Такие поезда будут иметь конструкционные изменения (например в аэродинамике), над которыми компания работает в настоящий момент. Поезд должен будет развивать скорость 400 км/ч.

Компания «Сименс» в рамках «Немецкой инициативы» сделала РЖД предложение по реализации проекта ВСМ «Москва — Казань». В настоящее время «Немецкая инициатива» объединяет 12 крупных предприятий (среди них Deutsche Bahn, Strabag, Vossloh, RAIL.ONE, Kapsch, Bauer и др.), заинтересованных в участии в проекте. Под патронатом Российско-Германской внешнеторговой палаты решено оказать активную поддержку в реализации первого этапа российской сети ВСМ, в частности, партнеры предложили РЖД софинансирование строительства магистрали в размере до 2 млрд евро.

Помимо подвижного состава нового поколения, «Сименс» намерен предложить решения и технологии для создания инфраструктуры трассы. Речь идет о консультационной и технической поддержке, электрификации и автоматизации, системе безопасности, сервисном обслуживании поездов. Уделяя огромное внимание безаварийной работе поездов, их капитальному ремонту и сервису, в России работают несколько специальных площадок для «Сапсанов» и «Ласточек». Так, с 2009 года поезда «Сапсан» обслуживаются в депо «Санкт-Петербург — Московское» («Металлострой»). В 2016 году в дополнение к нему открылся новый цех «Металлострой-2», в котором осуществляется сервис поездов в круглосуточном режиме. А в Москве с 2015 года функционирует депо «Подмосковная» для обслуживания «Ласточек».

«Сапсаны» российского производства

Одна из основных тенденций в развитии современной железнодорожной отрасли — это локализация производства, трансфер высоких технологий и создание сети местных поставщиков. По такой бизнес-модели работают многие основные игроки на рынке. Именно локализация является важным стратегическим направлением в деятельности компании «Сименс» в России. Так, совместно с группой «Синара» в 2010 году «Сименс» создал совместное предприятие «Уральские локомотивы». На заводе сегодня выпускаются скоростные пассажирские поезда «Ласточка» и грузовые локомотивы «Гранит». Именно благодаря инвестициям в производство «Ласточек» под Екатеринбургом создана современная площадка, на мощностях которой возможно организовать и выпуск новых поездов «Сапсан-2» для ВСМ. Локальная база для этого уже готова в России. В настоящее время завод выполняет крупнейший заказ «Российских железных дорог» на 1200 вагонов «Ласточек», а уровень локализации к 2017 году достигнет 80%. Комфорт, безопасность и скорость поездов оценили не только пассажиры пригородных маршрутов, но и жители столицы. Теперь на Московском центральном кольце, открытом в сентябре 2016 года, используются уральские «Ласточки». Для новой линии метрополитена завод поставил 33 подвижных состава.

Перспективы

Сегодня железнодорожная отрасль стоит на пороге серьезных преобразований: в стране реализуется ряд проектов, призванных вывести данный вид сообщения на новый уровень. Среди них строительство ВСМ «Москва — Казань», развитие Восточного полигона железных дорог Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба) и Байкало-Амурской магистрали (БАМа).

В настоящее время Россия как никогда нуждается в структурных преобразованиях, направленных на диверсификацию экономики и модернизацию ключевых отраслей. И здесь важнейшим импульсом перехода на инновационные рельсы развития страны являются железные дороги. В части поставок современных поездов, реконструкции, переоснащения путей и строительства новых магистралей «Сименс» уже выступает стратегическим партнером РЖД и намерен через передачу технологий инвестировать в отрасль и, как следствие, в повышение качества жизни людей.

Материалы по теме
Инфраструктурные решения для комфортной жизни
Как «Сименс» помогает благоустраивать города и повышать качество жизни людей
Решения для городского транспорта
«Сименс» вносит весомый вклад в модернизацию и повышение эффективности транспортной инфраструктуры
Современные решения для городской инфраструктуры
Проекты компании «Сименс» помогают улучшить качество жизни 96,6 млн россиян
Другие разделы
Промышленность
Программные решения, позволяющие промышленным компаниям по всему миру повышать свою производительность и эффективность
Итоги
Компания «Сименс» предлагает инновационные решения для системообразующих отраслей российской экономики
Энергетика
Проектов по повышению энергоэффективности в России становится все больше
Локализация и человеческий капитал
Как компания создает локальные производства и внедряет мировые практики обучения сотрудников