Совместный проект
 — ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Концепция «Транслайн» убережет машиностроителей от кризиса
Высокотехнологичная управленческая концепция, разработанная немецким концерном «Сименс», успешно применяется в российском автомобильном производстве.

Осенью 2015 года, практически синхронно, в России открылись два новых машиностроительных предприятия. Ford Sollers запустил производство двигателей в Елабуге. Объект занимает площадь 42 600 кв. м (что эквивалентно приблизительно шести футбольным полям). Общий объем инвестиций в проект составил 275 миллионов долларов. Годовая мощность завода на первом этапе составит 105 тысяч двигателей. В перспективе возможно увеличение производства до 200 тысяч двигателей в год.

    Поделиться статьей

В то же время в Калуге состоялось открытие собственного моторного завода Volkswagen Group Rus производственной мощностью 150 тысяч двигателей в год. В данный объект было инвестировано около 250 миллионов евро. Новый завод площадью 32 000 кв. м находится в непосредственной близости от автомобильного предприятия Volkswagen.

Оба инвестора находились в непростой ситуации. С одной стороны, они исполняли соглашения, заключенные несколько лет назад с российскими чиновниками. Они предусматривали рост доли локализации автомобильного производства в стране в обмен на налоговые и таможенные льготы. С другой стороны, автомобильный рынок страны с 2014 года погрузился в кризис, а потому перспективы окупаемости инвестиций пока представлялись на тот момент весьма туманными.

В данных обстоятельствах перед производителями стояла задача построения максимально эффективного производства и предельной минимизации издержек. Для ее решения оба инвестора решили внедрить на предприятиях управленческую концепцию «Транслайн» (Transline), разработанную немецким концерном «Сименс».

В 2000-х годах концепция «Транслайн» получила широкое распространение на европейских машиностроительных предприятиях. Она внедрена на многих заводах по производству двигателей, редукторов или комплектующих: Daimler-Benz, Volkswagen, Audi, Renault, Ford и т. д.

Впрочем, многие крупные концерны уже успели опробовать эффективность данной концепции и за пределами европейского континента. Так, Daewoo реализовала ее на заводе комплектующих в Индии, Fiat — на двигательном заводе в Бразилии и т. д. С середины 2000-х годов «Транслайн» стали применять в России и на постсоветском пространстве. В том числе на отечественном заводе «Автодизель», белорусских предприятиях «БелАЗ» и «МАЗ».

Одна из главных задач, которую позволяет решить реализация «Транслайн» — построение гибкого крупносерийного производства с возможностью быстро менять вид производимого изделия (модели) или объем производства в зависимости от текущего спроса.

Концепция «Транслайн» призвана унифицировать работу оборудования разных производителей в рамках одного предприятия и обеспечить таким образом снижение расходов. Как правило, ее внедрение осуществляется благодаря установке нескольких важных элементов автоматизации — систем SIMATIC, SINUMERIK и SINAMICS (системы ЧПУ — числового программного управления).

Реализация «Транслайн» невозможна без анализа и подготовки технической документации. Ее готовят специалисты «Сименс». На основании созданных таким образом «книг» проекта заказчику рекомендуются необходимые системы управления для разных типов оборудования и производственных линий. Также специалисты «Сименс» разрабатывают единые требования для поставщиков оборудования завода.

Работа с поставщиками — один из ключевых моментов для эффективного исполнения стандартов «Транслайн». На предприятии, реализующем данную концепцию, как правило, ведется механообработка 6–10 основных деталей, также устанавливаются сборочные линии и испытательные стенды. Все остальные узлы и детали должны доставляться партнерами.

Также происходит обучение работе по новым стандартам сотрудников предприятия. Обучают их не только обращению с новыми контроллерами, но и контролю качества, процедурам ТРМ (total productive maintenance) — предупредительного технического обслуживания.

Цифровое производство — это интегрированная компьютерная система, включающая в себя средства численного моделирования, трехмерной (3D) визуализации, инженерного анализа, предназначенные для разработки конструкции изделий и технологических процессов их изготовления. Данная технология также позволяет моделировать производственные процессы, оптимизировать технологии до начала выпуска продукта.

Как следствие, предприятие, работающее по стандартам «Транслайн», фактически не подвергается типовым рискам, которые могло бы испытывать в кризис. Число работников на нем минимально.

Для сравнения: на европейском заводе, взявшем на вооружение стандарты «Транслайн», который выпускает 500 тысяч двигателей в год, может работать 850–900 человек. В России на аналогичных производствах, которые не применяют стандарты «Транслайн» или иные концепции повышения эффективности производства, может в год выпускаться 250–300 тысяч двигателей, а работать 8500–9000 человек.

Кроме того, объем производства на заводе, применяющем концепцию «Транслайн», можно в любой момент сократить в разы. При улучшении экономической конъюнктуры также почти мгновенно можно запустить цеха на полную мощность. Для этого не потребуются ни расширение штата, ни поиск новых контрагентов-поставщиков. Обычное предприятие так быстро реагировать на изменение внешних обстоятельств заведомо не в состоянии. А значит, производитель, который внедрил концепцию оптимизации производства «Транслайн», окажется более интересным и перспективным партнером для крупных заказчиков по сравнению с более «консервативным» конкурентом.

Материалы по теме
Революционный темп: Индустрия 4.0
Концепция «Индустрия 4.0» приживается
на отечественном рынке
Развитие экономики и промышленности
Как компания «Сименс» развивает экономику и промышленность в России
Решения SPLM
Разработка программного обеспечения — это наука, а не искусство.
Другие разделы
Решения для городов
Инфраструктурные решения, от которых напрямую зависит создание благоприятных условий проживания и повышение качества жизни людей
Итоги
Компания «Сименс» предлагает инновационные решения для системообразующих отраслей российской экономики
Энергетика
Проектов по повышению энергоэффективности в России становится все больше
Локализация и человеческий капитал
Как компания создает локальные производства и внедряет мировые практики обучения сотрудников