Совместный проект
 — ИТОГИ
Интервью с Дитрихом Мёллером, Президентом «Сименс» в России
«Выйти на новый уровень развития экономики можно только через модернизацию».

    Поделиться статьей

2016 год уже подошел к концу. Логично, что многие компании подводят итоги работы за прошедший год и строят планы на будущее. Анализирует результаты и эффективность своей деятельности в 2016 году и «Сименс» в России. Для того чтобы узнать об итогах этой оценки, а также о планах компании на 2017 год, мы задали несколько вопросов Дитриху Мёллеру, Президенту «Сименс» в России.

Какое достижение компании за прошедший год работы в России Вы можете назвать наиболее значимым для «Сименс» и почему?

Для глобального «Сименс» 2016 год стал успешным: портфель заказов и оборот концерна выросли на 5%. Что же касается России, то у нас ситуация смешанная. С одной стороны, для нашей компании это был хороший по прибыльности год. С другой — объем новых заказов и оборот оказались ниже, чем мы планировали. Это прежде всего касается импортного бизнеса. Локальное производство, напротив, работает довольно хорошо. Одним из стратегически важных для нас направлений сегодня является дальнейшая локализация производства, что позволяет быть ближе к российским заказчикам и клиентам. Именно поэтому важнейшим событием года для нашей компании стало открытие инновационного депо «Металлострой-2» в Санкт-Петербурге. В новом цехе проходят капитальный ремонт поезда «Сапсан» (Velaro RUS) и сервисное обслуживание — «Ласточки» (Desiro RUS), производимые сегодня в России. Строительство «Металлострой-2» — важный инвестиционный проект нашей компании. В данное предприятие вложено более 55 млн евро, создано более 100 рабочих мест. И мы рады, что за активную работу в Ленинградской области нас признали «Инвестором года».

Среди ключевых проектов уходящего года можно назвать и запуск МЦК, на котором сегодня эксплуатируются 28 поездов «Ласточка», собранных на нашем совместном предприятии «Уральские локомотивы». Они будут проходить техническое обслуживание в депо «Подмосковная», оснащенном компанией «Сименс» в 2015 году. Нашими специалистами сервис налажен в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

На новый уровень вышла и совместная работа с российскими партнерами в сфере электроэнергетики. В сотрудничестве с «Башкирской электросетевой компанией» в Уфе мы продолжаем комплексную модернизацию сетевого хозяйства и впервые в России внедряем концепцию интеллектуальных сетей электроснабжения (Smart Grid). Для переоснащения энергетических объектов применяется высокотехнологичное оборудование «Сименс», производство которого уже локализовано в регионе.

Кроме того, «Сименс Электропривод» (СЭП) стал на 100% предприятием «Сименс АГ», и в ноябре мы презентовали первые частотные преобразователи Sinamics S120, выпущенные на этом заводе под маркой «Сделано в России», и готовы приступить к их серийному производству.

Как и ранее, мы продолжаем развивать бизнес в регионах. В Чебоксарах совместно с ВНИИР мы будем выпускать электротехническое оборудование для инфраструктуры общественного транспорта. Данный тип высокотехнологичной продукции позволяет создавать цифровые подстанции для метрополитена и повышает надежность его электроснабжения. Мы также открыли региональные представительства в Тюмени и Нижнем Новгороде по линии департаментов «Цифровое производство» и «Непрерывное производство и приводы»

Многие компании говорят, что в России работать тяжело. Развитию препятствуют и упор на экспортно-сырьевую сферу, и относительно низкая производительность труда в РФ, и общая экономическая ситуация. Но «Сименс» в России удается не только хорошо работать, но и развиваться. Скажите, пожалуйста, в чем секрет?

Когда в 2006 году я приехал в Россию, у «Сименс» только появился первый завод — «ОСРАМ» в Смоленске. До этого мы являлись по сути сбытовым офисом. Одним из первых больших успехов для нас был контракт на поставку и производство «Сапсанов», который мы подписали с «РЖД» в 2006 году. С 2011 года мы инвестировали около 1 млрд евро в создание локальных производственных площадок. И сейчас у «Сименс» 10 предприятий, в том числе и таких крупных, как «Уральские локомотивы», «Сименс Технологии Газовых Турбин», «Сименс Электропривод» и «Сименс Трансформаторы». Большое внимание уделялось и по-прежнему уделяется развитию НИОКР, что является несомненным конкурентным преимуществом для наших клиентов. В последние годы быстро растет сервисный бизнес. Мы активно развиваемся по таким направлениям, как энергетика, промышленность, дигитализация производства.

Именно постепенная локализация, развитие сети местных поставщиков и трансфер технологий позволяют нам оставаться конкурентоспособными на российском рынке.

Вы — член «Немецкой инициативы» по ВСМ. В последнее время важной темой в рамках инициативы является ВСМ «Москва — Казань». Чего можно ожидать по этому вопросу для Вашей компании или для немецких предприятий?

Компания «Сименс» заинтересована в участии в реализации проекта ВСМ «Москва — Казань». В настоящее время продолжается работа в рамках ранее созданной «Немецкой инициативы» по ВСМ, которая объединяет ряд фирм, занятых в сфере железнодорожного транспорта, строительства и финансов. Наша компания имеет богатый опыт реализации подобных железнодорожных проектов во многих странах.

В настоящий момент мы продолжаем переговоры с «РЖД» об участии в проекте ВСМ «Москва — Казань». В рамках «Немецкой инициативы» мы готовы участвовать не только в поставках железнодорожных решений и технологий, но и в финансовой составляющей.

У нас есть готовое решение в части подвижного состава, которое могло бы использоваться на ВСМ «Москва — Казань». Речь идет об обновленной версии «Сапсана». Данная модель отличается энергоэффективностью, аэродинамикой, низким уровнем шума в вагонах и высоким уровнем комфорта для пассажиров. Мы предлагаем совершенно новые технологии: например, двигатель на постоянных магнитах. В ходе тестирования новый двигатель был установлен на поезде «Сапсан» (Velaro RUS).

В рамках проекта «Сименс» очень заинтересован в реализации инфраструктурной части проекта (электрификация и электроснабжение, системы управления и автоматизации, связь), а также готов организовать сервисное обслуживание подвижного состава (включая оснащение депо).

Планируется ли в ближайший год продолжить сотрудничество с ключевыми клиентами и увеличить количество промышленно-сервисных площадок в России? Как Вы собираетесь развивать уже существующие площадки — например, те, которые имеют отношение к железнодорожной сфере?

«Сименс» в России участвует в модернизации ключевых отраслей экономики: энергетики, транспорта, промышленности, здравоохранения.

Безусловно, мы намерены и дальше продолжать сотрудничество с нашими ключевыми партнерами. К примеру, в области железнодорожных проектов мы работаем с «РЖД» и в ближайшее время намерены открыть новый дата-центр для сбора и анализа данных с эксплуатируемого подвижного состава и инфраструктуры. Уникальный информационный центр, не имеющий аналогов в России, будет работать на базе депо «Подмосковная».

Нам по-прежнему интересно работать в регионах. Мы последовательно развиваем наш бизнес, и сегодняшний приоритет — развитие существующих локальных площадок.

Как можно улучшить ситуацию и стимулировать прогресс в достижении целей, поставленных Правительством РФ, таких как импортозамещение, увеличение производительности труда, разработка новых технологий?

Существующая экономическая ситуация, несомненно, влияет на все сферы экономики. Рецептов исправления положения дается немало: в частности, говорится о необходимости стимулирования внутреннего спроса. Учитывая значительное влияние государства на российскую экономику, можно было бы подумать об определенных государственных гарантиях закупок продукции, выпускаемой иностранными инвесторами-производителями в России. Это могло бы служить дополнительным стимулом для локализации и вкладом в улучшение инвестиционного климата. Несмотря на сложную ситуацию с бюджетом, наверное, есть возможность снижения налоговой нагрузки на предприятия и улучшения условий финансирования.

Кроме этого своеобразным двигателем для развития экономики смогли бы быть крупные инфраструктурные проекты, о которых мы уже вспоминали. В области энергетики — развитие СПГ, в части железных дорог — строительство ВСМ и модернизация БАМ и Транссибирской магистрали.

У «Сименс» очень долгая история присутствия в России — более 160 лет. Уже тогда, в XIX веке, мы начинали свою деятельность как локальный игрок. Брат основателя компании Карл Сименс даже получил российское подданство. На протяжении этих лет у компании были разные периоды. При этом мы всегда оставались сторонниками инноваций и технологического прогресса. Мы уверены: только через модернизацию, внедрение современных технологий и решений можно возродить промышленность и выйти на новый уровень развития экономики в целом.

Многие компании сегодня активно инвестируют в разработку и внедрение так называемой «Индустрии 4.0». Вкладываете ли Вы в умные технологии? И каким Вы видите технологическое развитие через 10–30–100 лет?

Что будет через 100 лет, я, конечно, сказать не берусь, но на 10–30 лет спрогнозировать можно. Когда об «Индустрии 4.0» и «Интернете вещей» еще никто не говорил, мы купили компанию, которая делает ПО для проектирования и моделирования. Мы тогда увидели, что ИТ-компании начали атаковать рынок автоматизации промышленных предприятий. Сегодня в «Сименс» производственный процесс полностью проектируется на компьютере, и только потом начинается реальное изготовление продукции. Мы находимся на волне развития. И думаю, что революция действительно произойдет. Через 10–15 лет лидировать будет тот, кто использует информационные и цифровые технологии по всей цепочке добавленной стоимости.

Будущее за созданием полностью цифровых производств. Именно поэтому в нашей компании выработана стратегия «Цифровое предприятие» (Digital Enterprise). Здесь речь идет о выводе на рынок различных программных и аппаратных продуктов для полной дигитализации производственного процесса — создания цифрового двойника реального производства. К примеру, компания Siemens PLM Software реализует совместно с заказчиками проекты для виртуальных моделей, на базе которых в дальнейшем может производиться изделие на реальном оборудовании, но с минимизированными затратами (финансовыми и временными). Производство и тестирование прототипов также можно выполнить с минимальными расходами.

Сименс» в России отлично работает и показывает результаты своей деятельности даже в условиях экономического кризиса. Конечно, этому помогает полуторавековой опыт, полученный компанией в нашей стране, но, скорее всего, это следствие реализации тщательно продуманных планов и эффективной стратегии.

Материалы по теме
Исследование «Бизнес для общества»
Отчет о вкладе компании в развитие экономики страны
Итоги 2016 года
Итоги деятельности компании «Сименс» в России за 2016 год
Другие разделы
Промышленность
Программные решения, позволяющие промышленным компаниям по всему миру повышать свою производительность и эффективность
Решения для городов
Инфраструктурные решения, от которых напрямую зависит создание благоприятных условий проживания и повышение качества жизни людей
Энергетика
Проектов по повышению энергоэффективности в России становится все больше
Локализация и человеческий капитал
Как компания создает локальные производства и внедряет мировые практики обучения сотрудников